На открытии уфимского творческого пространства #Artlab19 c лекцией выступил Миша Бастер – автор антропологических и искусствоведческих статей по андеграунду советской эпохи, автор-составитель исследовательского проекта «Хулиганы-80». Исследователь субкультурных явлений 80–90-х годов рассказал RBtoday про особенности русского народного панка и культурного экспорта за рубеж, а также почему одной Земфиры в стране крайне недостаточно.
– История субкультур 80-х – это рассказ про мертвый язык, вроде латыни?
– Антропологи, социологи и даже фэшн-аналитики постоянно говорят, что субкультуры мертвы. Но это не так, просто нужно понимать, что с ними происходит. Субкультура вечна – это реакция на культуру. Сейчас мейнстрим размылся настолько, что не понятно, что это такое. Может быть, официальная культура сейчас – самая настоящая субкультура. Взять хотя бы депутатов Госдумы – это же субкультурная организация. Там есть все – и гоп, и нью-вейв, и собственный дресс-код. Тот же депутат Марычев устраивал перфомансы, Жириновский – типичный акционист.
–То, о чем вы рассказываете на лекциях, больше говорит о прошлом или о настоящем?
– Для меня это кубик Рубика, который можно складывать по-разному. Я рассказываю об одном – о юности, о людях, которые выбегают за флажки. Ничего нового с этим материалом не произойдет – это история, которая уже состоялась. Для меня важен фидбэк, поэтому я иногда посматриваю, кто приходит. На одной из моих первых лекций о субкультурах я был закрыт монитором, не смотрел на публику, гнал что-то веселое и в какой-то момент зацепил боковым зрением некое розовое облачко. Я посмотрел – а там сидит такой 14-летний зайчик в розовом трико и записывает все, что я несу. Я даже поперхнулся. После этого начал присматриваться к аудитории, менять темы в зависимости от нее.
читать полностью
2 Comments